Реформа образования - отчет о ходе реализации

16.05.2025

#Новости пресс-службы Президента Республики Узбекистан

Развитие любого общества тесно связано, прежде всего, с реформами, проводимыми в системе образования. Образование — это не просто средство передачи знаний, но и важный институт, который готовит человека к жизни и прокладывает ему путь к достойному месту в обществе.

На состоявшемся 15 мая 2025 года под председательством Президента Шавката Мирзиёева видеоселекторном совещании, посвященном обсуждению приоритетных задач по дальнейшему повышению эффективности реформ в системе школьного образования, был рассмотрен ряд задач и поручений.

– В мире существует истина, не требующая доказательств: развитие любого государства зависит от здорового и образованного поколения, – отметил Президент в начале своего выступления. – Поэтому на пути построения Нового Узбекистана мы должны создать все условия для воспитания здоровой, образованной, интеллектуальной и патриотичной молодежи.

Надо сказать, что в последние годы в Узбекистане осуществляются масштабные реформы в сфере образования. Примечательно, что приоритет при этом приобретают следующие направления.

Во-первых, обновление и модернизация учебных программ.  Содержание обучения адаптируется к современным требованиям. Расширяется использование научных, инновационных подходов и информационных технологий.

Во-вторых, повышение квалификации учителей. Качество образования во многом зависит от потенциала учителя. Поэтому для учителей внедряются программы переподготовки и повышения квалификации.

В-третьих, важно, что в школах и вузах создается современная материально-техническая база, внедряются цифровые образовательные платформы.

В-четвертых, создание равного доступа к образованию для всех детей является практическим выражением принципа социальной справедливости и прав человека. 

В-пятых, качество образования продолжает повышаться за счет изучения и внедрения мирового опыта.

На совещании было отмечено, что за последние 7 лет финансирование дошкольного и школьного образования увеличено в 7 раз. В этом году выделено 60 триллионов сумов. В школах создано около 1 миллиона, а в детских садах – 1,5 миллиона новых мест.

Заработная плата воспитателей детских садов выросла на 65 процентов и достигла уровня зарплаты школьных учителей. С нового учебного года зарплаты директоров школ, их заместителей и заведующих детскими садами превысят 7–10 миллионов сумов.

Образовательные программы адаптируются к передовому международному опыту, обновляются учебники, в школы поставляется современное оборудование. Теперь учителя должны овладевать новыми методиками и давать детям качественные знания. Для этого необходимо повысить качество высшего образования по педагогическим направлениям.

Вот еще одна проблема, затронутая в видеоселекторе: обучение молодежи профессиям, их правильное воспитание и защита от вредных влияний также являются актуальными вопросами.

Прежде всего, внимание было уделено системе подготовки и повышения квалификации педагогов. В этом направлении реорганизованы Национально-исследовательский институт имени Абдуллы Авлони и 13 его региональных центров. Университет имени Низами преобразован в Национальный педагогический университет, а его ректор одновременно стал заместителем министра по подготовке кадров. Создан Центр педагогического мастерства и международной оценки.

Наличие сертификата по иностранному языку имеет большое значение. В этом году двадцать преподавателей института, имеющих сертификаты по иностранным языкам, в этом году будут направлены на стажировку в такие страны, как Великобритания, Германия и Сингапур. В течение трех лет все преподаватели пройдут обучение за рубежом. Повышение квалификации и получение образовательных услуг в топ-100 вузах мира будет осуществляться на основе прямых контрактов.

Также будет расширена деятельность учебных центров в регионах. Профессорско-преподавательский состав проходит переподготовку по передовым программам США, Великобритании, Сингапура и Германии.

Будет также расширена деятельность региональных центров повышения квалификации. Преподаватели будут переобучаться на основе передовых программ США, Великобритании, Сингапура и Германии. Кроме того, по каждому из 17 предметов среднего образования будут определены опорные школы. Преподаватель опорной школы будет проходить углубленную подготовку по своему направлению в центре повышения квалификации на основе международных программ и получит статус тренера. Затем эти тренеры будут обучать 25 ведущих педагогов в своем регионе. А ведущие педагоги будут повышать квалификацию других учителей в своей школе.

Сегодня в частных вузах открыты широкие возможности. Однако 70 процентов студентов педагогических направлений там обучаются по дошкольному, начальному образованию и филологии. Ни один вуз не готовит учителей по химии, биологии и физике. Между тем, в школах не хватает преподавателей по точным и естественным наукам.

Таким образом, отныне педагогические направления в частных вузах будут соответствовать направлениям государственных институтов. Знания педагогов и студентов будут оцениваться через внешнюю диагностику. Таким образом будет установлен контроль за качеством подготовки педагогов в негосударственных вузах.

Глава государства уделил особое внимание обучению одаренных детей в престижных зарубежных университетах. Отмечено, что наши дети очень талантливы, важно лишь правильно направлять их и целенаправленно готовить.

С этой целью будет запущена национальная программа «Одаренная президентская молодежь», создана Международная школа имени Аль-Беруни. Из выпускников 8-х классов будет отобрано 60 человек, которых начнут целенаправленно готовить к поступлению в вузы с высоким рейтингом.

Кроме того, 208 советников из Президентских и специализированных школ будут закреплены за общеобразовательными школами. Эти советники будут отбирать ежегодно 3 тысячи самых перспективных учеников и готовить их к поступлению в вузы США – Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Корнеллский и другие. Фундаментом для стремления к знаниям является дошкольное образование. Сегодня в нашей стране работают 7 тысяч государственных и более 31 тысячи частных детских садов. 96 процентов шестилетних детей охвачены подготовительными группами. В следующем году этот показатель достигнет 100 процентов. Будут разработаны программы по обучению детей детского сада критическому и творческому мышлению в области математики, естественных наук и технологий.


Рахимбой Джуманиязов, профессор, член Союза писателей и журналистов Узбекистана