Реформа образования - отчет о ходе реализации
16.05.2025

Развитие любого общества тесно связано, прежде всего, с реформами,
проводимыми в системе образования. Образование — это не просто средство
передачи знаний, но и важный институт, который готовит человека к жизни и
прокладывает ему путь к достойному месту в обществе.
На состоявшемся 15 мая 2025 года под председательством Президента
Шавката Мирзиёева видеоселекторном совещании, посвященном обсуждению приоритетных
задач по дальнейшему повышению эффективности реформ в системе школьного
образования, был рассмотрен ряд задач и поручений.
– В мире существует истина, не требующая доказательств: развитие
любого государства зависит от здорового и образованного поколения, – отметил
Президент в начале своего выступления. – Поэтому на пути построения Нового
Узбекистана мы должны создать все условия для воспитания здоровой,
образованной, интеллектуальной и патриотичной молодежи.
Надо сказать, что в последние годы в Узбекистане осуществляются
масштабные реформы в сфере образования. Примечательно, что приоритет при этом
приобретают следующие направления.
Во-первых, обновление и модернизация учебных программ. Содержание обучения адаптируется к
современным требованиям. Расширяется использование научных, инновационных
подходов и информационных технологий.
Во-вторых, повышение квалификации учителей. Качество образования во
многом зависит от потенциала учителя. Поэтому для учителей внедряются программы
переподготовки и повышения квалификации.
В-третьих, важно, что в школах и вузах создается современная
материально-техническая база, внедряются цифровые образовательные платформы.
В-четвертых, создание равного доступа к образованию для всех детей
является практическим выражением принципа социальной справедливости и прав
человека.
В-пятых, качество образования продолжает повышаться за счет изучения и
внедрения мирового опыта.
На совещании было отмечено, что за последние 7 лет финансирование
дошкольного и школьного образования увеличено в 7 раз. В этом году выделено 60
триллионов сумов. В школах создано около 1 миллиона, а в детских садах – 1,5
миллиона новых мест.
Заработная плата воспитателей детских садов выросла на 65 процентов и
достигла уровня зарплаты школьных учителей. С нового учебного года зарплаты
директоров школ, их заместителей и заведующих детскими садами превысят 7–10
миллионов сумов.
Образовательные программы адаптируются к передовому международному
опыту, обновляются учебники, в школы поставляется современное оборудование.
Теперь учителя должны овладевать новыми методиками и давать детям качественные
знания. Для этого необходимо повысить качество высшего образования по
педагогическим направлениям.
Вот еще одна проблема, затронутая в видеоселекторе: обучение молодежи
профессиям, их правильное воспитание и защита от вредных влияний также являются
актуальными вопросами.
Прежде всего, внимание было уделено системе подготовки и повышения
квалификации педагогов. В этом направлении реорганизованы
Национально-исследовательский институт имени Абдуллы Авлони и 13 его
региональных центров. Университет имени Низами преобразован в Национальный
педагогический университет, а его ректор одновременно стал заместителем
министра по подготовке кадров. Создан Центр педагогического мастерства и
международной оценки.
Наличие сертификата по иностранному языку имеет большое значение. В
этом году двадцать преподавателей института, имеющих сертификаты по иностранным
языкам, в этом году будут направлены на стажировку в такие страны, как
Великобритания, Германия и Сингапур. В течение трех лет все преподаватели
пройдут обучение за рубежом. Повышение квалификации и получение образовательных
услуг в топ-100 вузах мира будет осуществляться на основе прямых контрактов.
Также будет расширена деятельность учебных центров в регионах.
Профессорско-преподавательский состав проходит переподготовку по передовым
программам США, Великобритании, Сингапура и Германии.
Будет также расширена деятельность региональных центров повышения
квалификации. Преподаватели будут переобучаться на основе передовых программ
США, Великобритании, Сингапура и Германии. Кроме того, по каждому из 17
предметов среднего образования будут определены опорные школы. Преподаватель
опорной школы будет проходить углубленную подготовку по своему направлению в
центре повышения квалификации на основе международных программ и получит статус
тренера. Затем эти тренеры будут обучать 25 ведущих педагогов в своем регионе.
А ведущие педагоги будут повышать квалификацию других учителей в своей школе.
Сегодня в частных вузах открыты широкие возможности. Однако 70
процентов студентов педагогических направлений там обучаются по дошкольному,
начальному образованию и филологии. Ни один вуз не готовит учителей по химии,
биологии и физике. Между тем, в школах не хватает преподавателей по точным и
естественным наукам.
Таким образом, отныне педагогические направления в частных вузах будут
соответствовать направлениям государственных институтов. Знания педагогов и
студентов будут оцениваться через внешнюю диагностику. Таким образом будет
установлен контроль за качеством подготовки педагогов в негосударственных
вузах.
Глава государства уделил особое внимание обучению одаренных детей в
престижных зарубежных университетах. Отмечено, что наши дети очень талантливы,
важно лишь правильно направлять их и целенаправленно готовить.
С этой целью будет запущена национальная программа «Одаренная
президентская молодежь», создана Международная школа имени Аль-Беруни. Из
выпускников 8-х классов будет отобрано 60 человек, которых начнут
целенаправленно готовить к поступлению в вузы с высоким рейтингом.
Кроме того, 208 советников из Президентских и специализированных школ
будут закреплены за общеобразовательными школами. Эти советники будут отбирать
ежегодно 3 тысячи самых перспективных учеников и готовить их к поступлению в
вузы США – Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Корнеллский и другие. Фундаментом
для стремления к знаниям является дошкольное образование. Сегодня в нашей
стране работают 7 тысяч государственных и более 31 тысячи частных детских
садов. 96 процентов шестилетних детей охвачены подготовительными группами. В
следующем году этот показатель достигнет 100 процентов. Будут разработаны
программы по обучению детей детского сада критическому и творческому мышлению в
области математики, естественных наук и технологий.
Рахимбой Джуманиязов, профессор, член Союза писателей и журналистов
Узбекистана