Качество - гарантия эффективности и результата
30.04.2025

Добиться эффективности и результативности можно только путем повышения качества образования. Президент Шавкат Мирзиёев поставил следующие цели: «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана».
Повышение качества
образования - долг и обязанность каждого педагога.
Президент Шавкат
Мирзиёев 30 апреля ознакомился с презентацией мер по совершенствованию сферы
негосударственных образовательных услуг, повышению качества высшего и
профессионального образования.
Развитие отраслей и
секторов экономики, а также благополучие инвестиционной среды тесно связаны с
кадровым потенциалом. Поэтому система высшего и профессионального образования
постоянно совершенствуется.
За последние годы,
благодаря возможностям, предоставляемым частному сектору в сфере образования, в
сфере образования были созданы 71 частное высшее учебное заведение и 51 частный
техникум, в которых сегодня обучаются около 500 тысяч студентов и учащихся.
В результате охват
высшим образованием в стране вырос с 9 до 42 процентов.
Безусловно,
проделанная работа открыла путь к получению профессионального и высшего
образования многим молодым людям. Однако не во всех негосударственных
образовательных учреждениях обеспечено должное качество обучения.
На этом этапе
полезно сделать несколько замечаний.
Какое бы
предприятие или организацию глава государства не посещал на территории нашей
республики, с какими бы должностными лицами не встречался он повторяет и
требует три понятия-слова. Это качество, эффективность и результативность.
Очевидно, что результат и эффективность каждого предпринятого действия зависят
от качества. Итак, как неоднократно признавал сам президент, «Спасение — в
образовании, спасение — в знаниях, спасение — в науке». Поэтому единственный
путь продвижения общества и народа вперед к великим целям тесно связан с
качеством образования и воспитания, предоставляемого молодому поколению. Недаром
говорят: «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития
Нового Узбекистана».
Знаменательным по
своей сути стало и состоявшееся в прошлом 2023 году накануне нового учебного
года видеоселекторное совещание под председательством Президента Шавката
Мирзиёева по обсуждению вопросов школьного образования и определению
первоочередных задач.
Следует признать,
что невозможно игнорировать тот факт, что проделана огромная работа, основанная
на благородной идее «Новый Узбекистан начинается со школьного порога», за
короткий срок построены сотни современных школ, расширена сеть Президентских
школ, творческих школ, специализированных школ, созданы новые учебники и
учебные пособия.
«Мы также уделяем
особое внимание улучшению условий труда преподавателей и студентов, повышению
качества образования», — сказал глава нашего государства в начале совещания.
Очевидно, что
эффективность и результативность образования зависят от его качества. Важно
помнить, что, научив один раз, вы учитесь дважды. Преподавание также имеет свои
собственные трудности, удовольствия, а также важные методы и стили. Знать — это
одно, а сообщать об этом и действовать — совсем другое. Потому что если знания
и действия не объединены, то не может быть и речи об эффективности. Вопрос качественного образования зависит,
прежде всего, от преподавателя, обладающего интеллектуальным потенциалом,
вооруженного современными знаниями и технологиями, обладающего глубоким
мышлением и широким мировоззрением. Это правда.
Даже если
преподаватель обладает обширными знаниями, хорошо знает информационные
технологии, даже если у него есть зарубежные сертификаты и он владеет многими
языками, даже если он написал множество книг, монографий и научных статей, это
еще не значит, что качество и эффективность образования высоки. Это лишь одна
сторона вопроса. Потому что для обеспечения качества образования не менее
важной задачей является содействие глубокому изучению отраслевых инноваций и
знаний мирового уровня, установление кооперационных связей, популяризация опыта
опытных специалистов и квалифицированных преподавателей.
Если уровень
коммуникативной компетентности педагога недостаточен, то есть если он не умеет
адекватно и эффективно использовать возможности речевой культуры и языка, иными
словами, если у него нет ораторских способностей, то спрос на качественное
образование, безусловно, не возникнет. Выражение «знать толк в этом деле» в
этом отношении не лишено смысла. Из нашей работы, опыта и наблюдений видно, что
преподаватели обладают достаточными знаниями, но не владеют в полной мере и
глубоко предметом, механизмом внедрения полученных знаний, приобретенных
навыков и умений в сознание студента - коммуникативной компетентности, речевой
культуры. В результате это трактуется как ситуация, противоречащая
эффективности качественного образования.
Рахимбой Джуманиезов,
профессор НИУ «ТИИИМСХ», член Союза писателей и журналистов Узбекистана